Библиограф советует...

14 октября 2019
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2019, № 5 № 6.

 

Предлагаем вашему вниманию обзор статей из научно-методического и практического журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" (№ 5, 6  2019г.).

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» адресован тем, кого волнуют проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, психологи, родители найдут на страницах журнала ответы на многие вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, ранним детским аутизмом и др.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ТЕКСТЫ, КОММЕНТАРИИ

О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости : разъяснения по вопросу получения обучающимися с ОВЗ профессионального обучения. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 4-12.

Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров доработал разъяснения по вопросу получения обучающимися с ОВЗ (различными формами умственной отсталости) профессионального обучения.

Синюгина, Т. Ю. Изменения в порядке осуществления деятельности по ООП и АОП ДО / Т. Ю. Синюгина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 4-6.

Данная статья содержит комментарии к письму от 1 апреля 2019 г. № ТС–83107 Министерство просвещения РФ, в связи с внесением изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Асикритов, В. Н. Обучение и воспитание детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Из опыта работы ДДИ № 1 Санкт-Петербурга : коррекционно-развивающее обучение / В. Н. Асикритов ; Т. А. Алексеева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 54-61.

В статье представлен опыт организации обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в доме-интернате № 1 Санкт-Петербурга.

Белявский, Б. В. К вопросу о систематике расстройств аутистического спектра как основе дифференцированного подхода к комплексному сопровождению / Б. В. Белявский ; С. А. Морозов ; С. С. Морозова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 7-14.

В статье рассмотрено место дифференцированного подхода в теоретическом аспекте и в комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра. Изучена возможность использования классификаций аутизма как основы дифференцированного подхода.

Царев, А. М. Актуальные вопросы образования, жизнеустройства и комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития (часть 1) : опыт организации образования и системы комплексного пожизненного сопровождения людей с ментальными нарушениями / А. М. Царев. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 15-21.

В статье представлен опыт организации образования и системы комплексного пожизненного сопровождения людей с ментальными нарушениями вне учреждений стационарного обслуживания на примере Псковской области.

РАБОТАЕМ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Яхина, Е. З. Современные подходы к проектированию рабочих программ музыкально-ритмических занятий с глухими обучающимися : актуальные вопросы разработки программ музыкальных занятий / Е. З. Яхина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 39-45

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки рабочих программ музыкально-ритмических занятий с глухими обучающимися начальных классов при реализации АООП НОО (вариант 1.2).

Комарова, С. В. Вариативность содержания уроков "речевой практики" в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : основные подходы к организации работы по развитию речевой коммуникации / С. В. Комарова ; Г. В. Савельева ; С. С. Дуденкова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – с. 22-29

В статье рассматриваются основные подходы к организации работы по развитию речевой коммуникации в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлены примеры заданий и игровых упражнений для использования на уроках "речевой практики" в школах, реализующих адаптивную образовательную программу для данной категории школьников.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Алышева, Т. В. Методические рекомендации к страничкам для занятий с детьми "Мы вместе" / Т. В. Алышева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 30-32.

Данная статья посвящена рекомендациям к страничкам для занятий с детьми "Мы вместе". Цветная вкладка "Мы вместе" представляет собой дидактический материал для развивающего игрового взаимодействия  взрослого с ребенком. В данных методических рекомендациях показаны возможности организации разноуровневого взаимодействия с ребенком на основе использования прилагаемого дидактического материала.

Алышева, Т. В. Методические рекомендации к страничкам для занятий с детьми "Мы вместе" / Т. В. Алышева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 32-33.

Цветная вкладка "Мы вместе" представляет собой дидактический материал для развивающего игрового взаимодействия взрослого (учителя, воспитателя, родителя) с ребенком. В данных методических рекомендациях показаны возможности организации разноуровневого взаимодействия с ребенком с учетом его реальных возможностей на основе использования прилагаемого дидактического материала.

Филичева, Т. Б. Современные тренды в обучении грамоте детей с речеязыковыми нарушениями и их отражение в новом букваре / Т. Б. Филичева ; Т. В. Туманова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 33–38.

В статье представлены современные научные взгляды на механизмы  и проявления речеязыковых расстройств в детском возрасте. Определены факторы риска, потенциально влияющие на качество обучения грамоте. Сформулированы современные тенденции в развитии методики обучения грамоте детей с речеязыкоковыми нарушениями. Представлен новый авторский букварь, ориентированный на обучение грамоте детей с речеязыковыми проблемами.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Титова, О. В. Механизм привлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в систему профессионального обучения / О. В. Титова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 13-20.

В статье представлен механизм привлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в систему профессионального обучения с учетом уровня снижения интеллекта и форм организации образовательно-воспитательного процесса. Определены принципы, на которых выстроен такой механизм. Пошагово описаны этапы вовлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в профессиональное обучение.

Микляева, Н. В. Социально ориентированные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / Н. В. Микляева ; Т. А. Чудесникова. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – с. 39-47.

Статья посвящена актуальным вопросам социального и социально-коммуникативного развития детей с особыми образовательными потребностями. В ней представлен обзор социально ориентированных технологий, используемых в коррекционно-развивающей и образовательной работе педагогов дошкольных образовательных организаций и начальных школ.

Журавлева, Ж. И. Особенности работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников с нарушением слуха / Ж. И. Журавлева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 48-54.

В статье описаны основные этапы и направления работы по развитию творческого воображения и словесного творчества у старших школьников с нарушением слуха (слабослышащих и с кохлеарным имплантом), представлены практические материалы, которые рекомендуется использовать в образовательной деятельности с детьми с учетом специфики нарушенного анализатора.

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Забровская, С. А. Детское творчество в специальной школе-интернате Задонска / С. А. Забровская. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 49-53.

ГБОУ "Специальная школа–интернат г. Задонска" развивает творческое обучение и воспитание детей. На базе школы создан образцовый детский театр "ДАР", в котором занимаются дети с нарушением слуха.

Юдаева, И. В. Организация исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ на этапе начального общего образования / И. В. Юдаева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 55-61.

В статье представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности обучающихся с нарушением слуха и нарушениями речи на этапе начального общего образования в условиях коррекционной школы. Приводятся практические материалы по функционированию детского научного общества учащихся начальных "Хочу все знать!", показана возможность решения задач коррекционной направленности.

ДЕТИ С ОВЗ ЗА РУБЕЖОМ

Лисовская, Т. В. Профессионально-трудовое обучение и профессиональное образование лиц с интеллектуальной недостаточностью : опыт республики Беларусь / Т. В. Лисовская ; Е. Ю. Фалевич. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 21-29.

Статья представляет современную систему профессионально-трудового и профессионального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь, знакомит с нормативным и учебно-методическим обеспечением данного процесса, а также описывает возникающие на практике проблемы и предлагает возможные пути их решения.

НАУКА-ПРАКТИКЕ

Филатова, Ю. О. Специальная педагогика и психология : традиции и инновации (о Всероссийской научной конференции молодых ученых МПГУ) / Ю. О. Филатова ; В. С. Демехина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 33-37.

Статья посвящена первой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов "Специальная  педагогика и психология: традиции и инновации", которая состоялась весной 2019 г. Основной целью конференции стало развитие у молодых ученых научно-исследовательских компетенций  и привлечение их к исследовательской деятельности в области специальной педагогики  и психологии.

НОВОСТИ

Опубликованы методические рекомендации по созданию специальных условий образования воспитанников с интеллектуальными нарушениями, ТМНР. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 6.

На сайте Министерства просвещения РФ размещены "Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домов-интернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования".

НОВОСТИ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

VIII Международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста" : в Москве прошло крупнейшее мероприятие, посвященное педагогике и психологии детства. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – С. 61.

С 29 мая по 1 июня 2019 г. в Москве проходила международная научно-практическая конференция – крупнейшее в России мероприятие, посвященное педагогике и психологии детства, содержанию и организации дошкольного образования.

Всероссийская научно-практическая конференция "Логопедия : современный облик и контуры будущего" в МПГУ. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 21.

Министерство науки и высшего образования РФ, Московский педагогический государственный университет, Межрегиональный союз дефектологов России приглашают на Всероссийскую конференцию с международным участием, которая пройдет 24-25 октября 2019 г. в Москве.

Речицкая, Е. Г. Проблемы сопровождения специалистов образовательных организаций, реализующих АООП, обсудили на Всероссийской конференции [Текст] / Е. Г. Речицкая. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 6. – С. 62.

Состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Научно-методическое сопровождение специалистов образовательных организаций АООП". На конференции рассматривались научно-методические подходы и направления проектирования и реализации АООП, стратегические задачи государственной политики в области образования детей с ООП.

НОВОСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

Лушкарева, О. В. В Подмосковье внедряются новые направления трудовой подготовки и дополнительного образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : МБОУ "Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья реализует адаптированные общеобразовательные программы образования для учащихся с умственной отсталостью / О. В. Лушкарева ; Л. В. Кузьмина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 5. – с. 46-47.

В статье представлен опыт Ногинской специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья по  реализации адаптированных общеобразовательных программ для учащихся с умственной отсталостью. Школа участвует в федеральном проекте "Современная школа" национального проекта "Образование". В статье рассказывается о целях и ходе реализации данного проекта в школе.



 Все записи