Реализация антикоррупционной политики

7 июня 2017
«Об ответственности, установленной в Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений»

 ПАМЯТКА

«Об ответственности, установленной в Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений»

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.

В целях их реализации, в том числе мер по предотвращению коррупционных форм поведения и просвещения граждан об ответственности, которая может применяться в случае совершения противоправных действий коррупционного характера, управление государственной службы и кадровой работы администрации области информирует о следующем.

Министерством труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) на официальном сайте размещено информационно письмо от 4 марта 2013 г. «Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки» (далее – Обзор).   С полным текстом документа можно ознакомиться на странице по адресу http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/15.

В указанном документе Минтруд России дает ряд рекомендаций органам государственной власти, местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и организациям по принятию мер, направленных на недопущение  поведения, которое может восприниматься окружающими как коррупционное, а также  обобщает изменения в  законодательстве по установлению ответственности за преступления коррупционной направленности.

В настоящей памятке говорится об уголовной и административной ответственности за некоторые виды коррупционных правонарушений кратко  излагается суть предлагаемых Минтрудом России предложений по рекомендуемым к реализации мерам, направленным на недопущение коррупционного поведения.

В целом комплексные меры по недопущению коррупционного поведения сводятся к следующему:

1.  Информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством РФ уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (проведение семинаров, разработка памяток для служащих и работников об уголовной ответственности за получение и дачу взятки, о понятии взятки, о порядке действий в данной ситуации и др.);

2. Обеспечение информирования служащих и работников об установленных законодательством о противодействии коррупции ограничениях, запретах, обязанностях и принципах служебного поведения и закрепление в правовых актах (например, обязанность уведомления служащим и представителя нанимателя (работодателя) о склонении к коррупционным правонарушениям и разработка правового акта, регламентирующего порядок уведомления и др.);

3. Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля (например, оборудование мест где предоставляются государственные услуги средствами видеонаблюдения и др.).

1. Уголовная и административная ответственность за коррупционные правонарушения

Федеральным законом от 04.05.2011 №  97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» были внесены ряд изменений, направленные на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией, которые вступили в силу 17.05.2011.

Согласно Уголовному  кодексу РФ (далее – УК РФ) с учетом изменений из числа уголовно наказуемых деяний коррупционной направленности, за совершение которых установлена ответственность, можно выделить следующие:

1) Коммерческий подкуп -  незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (статья 204 УК РФ).

Наказывается штрафом в размере от 10-кратной до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2) Получение взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации  лично или через посредника взятки  в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 290 УК РФ).

Наказывается штрафом в размере от 25-кратной до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

3) Дача взятки - дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (статья 291 УК РФ).

Наказывается штрафом в размере от 15-кратной до 30-кратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере 10-кратной суммы взятки.

4) Введена новая статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве».

Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Наказывается штрафом в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

При этом в вышеуказанных статьях 290, 291 и 291.1 УК РФ:

 - значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.;

- крупным размером взятки - превышающие 150 тыс.  руб.;

- особо крупным размером взятки - превышающие 1 млн.  руб.

Так же УК РФ дополнилось положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 млн. руб.(ч.2 ст.46 УК РФ).

Кроме того, в сравнении с ранее действующей редакцией УК РФ статьями 204 «Коммерческий подкуп» и 291 «Дача взятки», согласно которой  лица, совершившие данные  преступления освобождались от уголовной ответственности, если имело место вымогательство или  лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки (подкупе), то изменения расширили перечень обстоятельств, требующих освобождения от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».

В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.

Также в силу изменений получила иное содержание статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лиц»  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации,  ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 3-кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 млн.руб. рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Те же действия, совершенные:

-  в крупном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1млн. руб.), влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до 30-кратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 20 млн. руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав;

-  особо крупным размером (превышающие 20 млн. руб.) влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 100-кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 100 млн. руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Надеемся, что данная информация поможет сориентироваться в рассматриваемых вопросах и принять взвешенное решение с учетом возможных вариантов поведения и их последствий.
           

Источник: Управление государственной службы и кадровой работы администрации области http://www.admlip.ru/activities/protivodeystvie-korruptsii/#3

 



 Все записи