Кодекс профессиональной этики

Кодекс этики российского библиотекаря
ПРЕАМБУЛА
Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности российского библиотекаря.
Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:
– библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим инфор-мационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие по-требностям личности и общества в целом;
– распространение знаний и информации является важным условием общественного раз-вития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости;
– библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран;
– гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;
– общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.
В ОТНОШЕНИЯХ С ОБЩЕСТВОМ
БИБЛИОТЕКАРЬ
– руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или предпочте-ниями политических, экономических, религиозных и других организаций;
– противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспече-нии доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию;
– соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информа-ции в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;
– способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культур-ных групп, представленных в обществе;
– стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными орга-низациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повы-шения их социальной значимости.
В ОТНОШЕНИЯХ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ
БИБЛИОТЕКАРЬ
– уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потен-циальным;
– обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры обще-ния;
– обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий;
– обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует уча-стие пользователя в культурной жизни общества;
– обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависи-мости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья;
– способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;
– содействует развитию информационной культуры личности;
– пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения;
– содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей-детей и юношей; – не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;
– защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответст-венности.
В ОТНОШЕНИЯХ С КОЛЛЕГАМИ
БИБЛИОТЕКАРЬ
– проявляет доброжелательность, уважение и честность;
– участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эф-фективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;
– способствует профессиональному становлению молодых кадров;
– соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;
– стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;
– результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует добросовестно, не до-пуская плагиата.
ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ
БИБЛИОТЕКАРЬ
– стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;
– прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе;
– заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии;
– в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщи-ков товаров и услуг;
– не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, забо-тится о ее высоком общественном признании.
СОБЛЮДЕНИЕ КОДЕКСА
Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответст-венности каждого российского библиотекаря.
РБА проводит работу по пропаганде Кодекса среди библиотекарей. С
овет РБА рассматривает случаи нарушения Кодекса, которые нанесли серьезный ущерб престижу библиотечной профессии.
Принят Конференцией
Российской библиотечной ассоциации,
XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., город Тюмень.