|
Кодекс профессиональной этикиКодекс этики российского библиотекаря ПРЕАМБУЛА Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности российского библиотекаря. Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями: – библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим инфор-мационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие по-требностям личности и общества в целом; – распространение знаний и информации является важным условием общественного раз-вития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости; – библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран; – гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии; – общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности. В ОТНОШЕНИЯХ С ОБЩЕСТВОМ БИБЛИОТЕКАРЬ – руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или предпочте-ниями политических, экономических, религиозных и других организаций; – противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспече-нии доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию; – соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информа-ции в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации; – способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культур-ных групп, представленных в обществе; – стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными орга-низациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повы-шения их социальной значимости. В ОТНОШЕНИЯХ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ БИБЛИОТЕКАРЬ – уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потен-циальным; – обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры обще-ния; – обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий; – обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует уча-стие пользователя в культурной жизни общества; – обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависи-мости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья; – способствует социализации личности, формированию гражданского сознания; – содействует развитию информационной культуры личности; – пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения; – содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей-детей и юношей; – не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу; – защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответст-венности. В ОТНОШЕНИЯХ С КОЛЛЕГАМИ БИБЛИОТЕКАРЬ – проявляет доброжелательность, уважение и честность; – участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эф-фективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи; – способствует профессиональному становлению молодых кадров; – соблюдает принцип конфиденциальности личной информации; – стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества; – результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует добросовестно, не до-пуская плагиата. ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ БИБЛИОТЕКАРЬ – стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга; – прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе; – заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии; – в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщи-ков товаров и услуг; – не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, забо-тится о ее высоком общественном признании. СОБЛЮДЕНИЕ КОДЕКСА Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответст-венности каждого российского библиотекаря. РБА проводит работу по пропаганде Кодекса среди библиотекарей. С овет РБА рассматривает случаи нарушения Кодекса, которые нанесли серьезный ущерб престижу библиотечной профессии. Принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., город Тюмень.
|